fbpx

Миллионные хищения: как на экспрессе в Борисполь чиновники «пилили» бюджетные деньги

30 ноября «Укрзализныця» открыла железнодорожное сообщение по маршруту «Киев – Международный аэропорт Борисполь». Поезд «Kyiv Boryspil Express» казался очень удобным транспортом для киевлян и гостей города, но на деле не оправдал ожиданий. Задержки в пути, поломки и выявленные хищения бюджетных средств – ГолосUA разбирался, что не так с «Бориспольским экспрессом».

Воруем с 2011 года

Итак, еще 8 лет назад столичные власти заявили об идее создания новой транспортной развязки под названием «Воздушный экспресс». Именно тогда Украина договорилась с Китаем о привлечении $372 млн на строительство железной дороги между аэропортом «Борисполь» и Киевом под госгарантии. Однако уже на этом стартовом этапе начались большие проблемы: условия проекта были не согласованы, а Экспортно-импортный банк Китая деньги так и не выделил.

В июле 2012 года в Госинвестагентстве заявили, что строительство «Воздушного экспресса» начнется через 4 месяца, то бишь – в октябре 2012-го, а закончится к концу 2014-го. Деньги на проект выделены не были.

В 2013 году дело, казалось, сдвинулось с мертвой точки. Экспортно-импортный банк Китая выделил Украине первый транш в размере $52 млн, который должен был пойти на проектирование, выкуп земельных участков и подготовительные работы. Но эксперты еще тогда прогнозировали, что проект не окупится – по мнению аналитиков, с помощью «Воздушного экспресса» в «Борисполь» добирались бы не более 30% пассажиров от общего потока.

В 2014 году проект столкнулся с первыми трудностями и скандалами. В начале года сменился глава Госинвестпроекта – Владислав Каськив уступил место Сергею Евтушенко, который заявил, что проект «Воздушного экспресса» слишком дорогой и его нужно удешевить как минимум на 20%. Кроме того, тогдашний министр инфраструктуры Максим Бурбак в интервью изданию «Фокус» заявил об исчезновении средств на проект.

«Китайская сторона выделила кредит еще в 2012 году. Украина его постепенно выплачивает, но ничего не строит. Тем временем 50 млн долларов кредита кто-то куда-то уже «употребил». «Воздушный экспресс» курировал Госинвестпроект Владислава Каськива. Сейчас это ведомство ждет реорганизация, в процессе которой проверят целесообразность использования средств. В том числе привлеченных для строительства «Воздушного экспресса», – заявлял тогда министр.

2015 год поставил проект под угрозу закрытия. Революция Достоинства и АТО привели к падению пассажиропотока в аэропорту «Борисполь», и тогдашний глава Мининфраструктуры Андрей Пивоварский сообщил о ненужности «Воздушного экспресса» и начал переговоры с Китаем о перенаправлении зарезервированных денег на другие проекты. В октябре этого же года Государственная финансовая служба опубликовала результаты проверки, которая показала, что десятки миллионов гривен китайского кредита фактически сгорели или пропали на счетах сомнительных финансовых учреждений.

В 2016 году Национальное антикоррупционное бюро резво взялось за дело о хищении средств, выделенных на строительство «Воздушного экспресса» – речь шла о разворовывании более чем 81 миллиона гривен. В 2017 году детективы НАБУ завершили расследование, а в СМИ сообщили, что прокуратура Киева через суд добилась взыскания с некой коммерческой структуры в пользу Мининфраструктуры и Государственного предприятия «Воздушный экспресс» более 94 млн грн кредитных средств, в том числе проценты за пользование ими.

Как закалялся «экспресс»

В конце 2017 года начались попытки Мининфраструктуры переформатировать формат скандального проекта. В интервью СМИ заместитель министра инфраструктуры Виктор Довгань заявил, что «Воздушный экспресс» могут закрыть, поскольку обслуживание кредита по проекту обходится Украине в $2 млн в месяц.

«Это проект сообщения («Воздушный экспресс». – Ред.), на который был выделен китайский кредит в $372 млн. Потратили $50 млн. В результате нет ни экспресса, ни долларов», – заявлял тогда Довгань.

На тот момент эксперты в принципе не понимали, зачем нужен экспресс в Борисполь.

«Ехать от Бориспольской площади к аэропорту – буквально 8-10 минут на автомобиле. Все так и ездят. Так стоит ли тратить деньги на дорогостоящий проект, который стоит десятки миллионов долларов, которые никогда не окупятся», – заявлял в комментарии корреспонденту ГолосUA директор Института города Александр Сергиенко.

Такого же мнения придерживался экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава.

«Он не будет пользоваться спросом у пассажиров, более того, реализовать его за счет «Укрзализныци» в нынешней ситуации, когда у железной дороги не хватает денег на локомотивы и вагоны, – абсолютно некорректно. Это проект, который направлен на пиар отдельных лиц, чем на позитив для граждан и решение каких-то проблем, поскольку сейчас нет проблемы сообщения с аэропортом «Борисполь», – заявлял эксперт.

Однако проект все же не закрыли, а переформатировали. В марте 2018 года и.о. главы «Укрзализныци» Евгений Кравцов написал на странице в Facebook, что подконтрольная ему организация получила разрешение на разработку проекта нового экспресса.

Эксперты поддержали решение Мининфраструктуры.

«Проект «Воздушный экспресс» с самого начала был не проектом, а «прожектом». Мы знаем, кто им занимался, и чем все закончилось. Кроме того, китайцы давали деньги на собственных условиях. То есть, они дают кредит и сами его «едят». Они нанимают своих рабочих, инженеров, своих конструкторов – то есть, они эти деньги дают сами себе, но мы за это должны будем заплатить. Поэтому абсолютно правильное решение, что этот проект надо закрыть и пересмотреть его с самого начала», – заявил Сергиенко.

Итак, в 2018 году работа над «Kyiv Boryspil Express» – а именно так стал называться проект – закипела в полную силу. Если в ранних проектах предусматривалось до 2 лет на строительство ж/д ветки, то «Бориспольский экспресс» построили за полгода и уже в ноябре открывали с помпой. Видно, такая спешка и тотальная экономия привели к чудовищным конфузам – уже на второй день «Бориспольский экспресс» сломался в поле, и пассажиры самолетов вынуждены были бежать по сугробам с чемоданами. Потом такие коллапсы повторились как минимум 4 раза.

Эксперты напоминают, что наши власти закупают б/у транспорт, который, кроме того, не предназначен для наших холодов.

«Укрзалізниця» в последнее время вообще чудит. Начнем с того, что они напортачили с Бориспольским экспрессом. Там вагончики-то старые, почтенные, а запчасти старые… Получилось, что они бешено сэкономили: 50 миллионов, вообще, на какую-то страховку ушло… но это как с «Хюндаями» – эти поезда не предназначены для нашей сети дорог. По большому счету, это пригородные поезда, а не межобластные», – рассказал в комментарии ГолосUA эксперт по вопросам транспорта, представитель общественной кампании «ЕвроПатруль» Вячеслав Коновалов.

Где деньги, «Укрзализныця»?

Но поломка экспресса в чистом поле – это еще цветочки. Настоящий скандал начался в конце января, когда СМИ узнали о наличии уголовного производства по факту присвоения и растраты крупной суммы государственных средств чиновниками и бизнесменами при строительстве экспресса «Киев – Международный аэропорт «Борисполь».

По материалам суда, дело о хищении расследуется с 4 декабря 2018 года. В ходе досудебного расследования уголовного производства установлено, что в течение 2018 года ООО «Рилейд» неоднократно получало победы в публичных закупках филиала «Юго-Западная железная дорога» ПАО «Укрзализныця» по объекту строительства «Организация железнодорожного пассажирского сообщения Киева – Международный аэропорт «Борисполь» на общую сумму 20 444 582 гривен.

17 января Печерский районный суд Киева предоставил полиции доступ к ряду важных документов для установления обстоятельств уголовного правонарушения и лиц, причастных к совершению преступления. На данный момент расследование продолжается.

Эксперты сходятся во мнении, что сумма хищений значительно выше, а виновные уйдут безнаказанными.

«Полиция расследует хищение 20 миллионов во время строительства экспресса в «Борисполь». Думаю, что цифра будет значительно выше. Проложить километр дороги стоит несколько миллионов долларов. Во время строительства были явно завышенные цены. Изначально говорилось, что 300 миллионов долларов для такого проекта – суперперебор. Новая команда трезво подошла к проекту, но все равно цена строительства экспресса в Борисполь оказалась неадекватно высокая. Будет долгое разбирательство, но скорее всего, долг спишут, и все виновные уйдут с должностей ненаказанными», – считает Коновалов.

Руководитель консалтинговой компаний William Invest Виктор Медведь напомнил, что фирма-подрядчик, которую выбрала «Юго-Западная железная дорога», получила гораздо больше, чем 20 миллионов гривен.

«Клиентов, кроме «Юго-Западной железной дороги», у этого подрядчика, выбранного для выполнения работ, нет. По факту эта компания создана фактически ради исполнения данной операции. Ее зарегистрировали в 2016 году, в 2017-ом, я так понимаю, ее купили, поменяли учредителей и в 2018 году на нее перевели сумму в 35,8 миллиона гривен. Естественно, что компания не имела опыта ведения хозяйственной деятельности до этого, она только получила лицензию и сразу же ей доверили такие ответственные тендеры. Есть предположение, что эта схема была разработана лицами с железной дороги и возможно, что они создали эту компанию для реализации преступных схем», – заявил эксперт.

Также аналитики подчеркивают, что дело могут банально замять – как это было после скандала 2014 года с хищением 50 миллионов долларов из китайского транша, ведь эти деньги так в государственную казну и не вернули.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Помста голови Гостомельської військової адміністрації Гостомельчанам!

Помста голови Гостомельської військової адміністрації Гостомельчанам! Чому начальник перешкоджає жителям громади у отриманні законного житла? Помста за викриття корупції? Докладно у сюжеті Телеканалу “Київ” Журналісти Телеканалу “Київ” поспілкувалися з родинами

Економічний експерт Віктор Медвідь на зустрічі Праволіберального руху розповів про важливість Економічної стабільності та безпеки для України

<iframe title=”YouTube video player” src=”https://www.youtube.com/embed/vAnk-mbI4Cw?start=5923″ width=”560″ height=”315″ frameborder=”0″ allowfullscreen=”allowfullscreen”></iframe> Тема сьогоднішньої зустрічі: Економічна безпека України. Кожен з 5 виступаючих спікерів є співзасновником Праволіберального руху. Перелік питань, які обговорюються: 1. Режим

“Для відновлення роботи деокупованих портових підприємств потрібно буде два місяці”, — Директор Консалтингової компанії Віктор Медвідь

Звільнення правобережжя України повертає нашій державі доступ до дозволить Миколаївського та Херсонського портів. Чи з’явиться найближчим часом можливість відновити експорт наших товарів через ці порти та чи не буде перешкодою

Як держава відновлює постраждалі регіони, — аналіз інвестиційного експерта Віктора Медвідя

Держава координує відновлення постраждалих регіонів на високому рівні. Директор консалтингової компанії «William invest expert» Віктор Медвідь надав незалежна оцінку ефективності дій Офісу Президента при реалізації програми відновлення постраждалих від збройної

Постачання продуктів харчування до військової адміністрації Заводом Аеро-Зет.

Завод готових сніданків «Аеро-зет», діяльність якого координується компанією «William invest expert» – на відмінно виконав замовлення Військової адміністрації Кіровоградської області через АТ «Укрзалізниця» в інтересах Мінагрополітики та Мінекономіки. Сотні тисяч

Олександр Шульц та Віктор Медвідь про електрифікацію Укрзалізниці у 2022: це курс на модернізацію?

Про процес електрифікації Укрзалізниці у 2022 році в студії говорили з Олександр Шульц – співзасновник залізничної платформи Marketplace Rail Logistics Віктор Медвідь – директор консалтингової компанії “Вілліам інвест експерт”

Перевести